О
направлении методических рекомендаций
Департамент
государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России (далее - Департамент)
направляет для использования в работе Методические рекомендации для
образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с
детской смертностью, разработанные во исполнение пункта 4 Протокола совещания у
Заместителя
Председателя
Правительства Российской Федерации О.Ю. I олодец от 20 февраля 2017 г. №
ОГ-П8-37пр.
Возросшая статистика травматизма детей безусловно требует
привлечения широкого внимания общественности, проведения работы как с детьми
так и родителями. Департамент просит разместить указанные методические рекомендации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах образовательных
организаций и провести просветительские мероприятия с родителями и
обучающимися.
Приложение:
на 11 л. в 1 экз.
Директор
Департамента
И.В.
Пестовская (499) 681-03-87 доб. 4360
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
для образовательных организаций по информированию родителей
о рисках, связанных с детской смертностью
Введение
В
период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем
свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых
резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и
даже детской смертности от внешних причин.
В
целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в
образовательных организациях необходимо проводить информирование родителей о
рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах
предупреждения.
Методические
рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения комплекса
мероприятий для образовательных организаций по информированию родителей о
рисках, связанных с детской смертностью и могут быть использованы для
организации работы с родителями и детьми.
Разработаны настоящие рекомендации федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов
детейэ на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения
Российской Федерации.
1.
Наиболее
распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их
причины
Медицинские
эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее
время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате
несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.
- ожоги;
-
падения с высоты;
-
утопления;
-
отравления;
-
поражения электрическим током;
-
дорожно-транспортные происшествия,
включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг
(катание на роликах).
На основании статистических данных, полученных из баз
данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами
несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:
-
отсутствие должного надзора за
детьми всех возрастных групп,
-
неосторожное, неправильное
поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению
несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей:
любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного
опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную
специфику:
-
В возрасте до 4 лет дети чаще
подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.
-
В возрасте от 5 до 10 лет
несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения
ребенка.
-
В возрасте от 10 до 14 лет и старше
- вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые
интересы, они становятся более
активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность,
стремятся утвердиться в среде сверстников.
- Бурная энергия и активность - факторы, способствующие
возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая
свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой.
Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на
состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость,
повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными,
импульсивными.
2.
Обучение детей
основам профилактики несчастных случаев
С учетом указанных, причин работа родителей по
предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
-
создание безопасной среды
пребывания ребенка, обеспечение надзора,
—
систематическое обучение детей
основам профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:
1)
организацию досуга ребенка,
включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
2)
ограничение опасных условий,
обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
3)
запрет на пребывание ребенка в
местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых
(стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения
транспорта, открытых водоемах и т.п.);
4)
обеспечение постоянного надзора за
времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или
присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт
с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики
несчастных случаев включает:
1)
информирование ребенка о видах и
причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и
смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев;
2)
регулярное инструктирование ребенка
о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте,
на игровых и спортивных площадках и т.п.;
3)
обучение ребенка (особенно
подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны
ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и
жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой
нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и
занятиям;
4)
обучение ребенка элементарным мерам
первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к
взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической
работы с детьми:
1.
Чтобы избежать несчастных случаев,
родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам.
Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти
невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка
навыки осмотрительного поведения.
2.
Родители сами должны показывать
пример безопасного и ответственного поведения.
3.
Важно не развить у ребенка чувства
робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если
вести себя правильно!
4.
Никакой реальной пользы не будет от
бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо
конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует
научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо
делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически,
ребенку необходимо объяснить детально.
5.
Основное внимание взрослых в
профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного
травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных
работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во
время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при
инструктировании ребенка.
6.
Очень важно приучать детей к
самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как
правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных
факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему,
почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой,
электроприборами, механизированными инструментами.
7.
Иногда бывает полезно рассказать
ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ
ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного
поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах
несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать
опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно
предотвратить.
8.
Родители не должны равнодушно
проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже
если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся
свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать
поводом для серьезного обсуждения.
шаблоны для dleскачать фильмы